Сейчас, на начало мая 2000 года можно констатировать, что Россия из федерального государства фактически превратилась в конфедерацию. И не разваливается страна пока что только потому, что большинство регионов является дотационными, а кормит их главным образом Москва, дающая в государственный бюджет свыше 25% всех поступлений. Во многих регионах местными законодательными собраниями провозглашен приоритет местных законов над федеральными. Многие местные законы откровенно противоречат Конституции РФ. Губернаторы не только национальных республик, но и преимущественно русских областей являются фактически независимыми правителями и делают то, что считают нужным: закрывают границы своих регионов, ставят таможенные барьеры, запрещают вывоз товаров за пределы своей области. Суды уже давно находятся под властью губернаторов. Башкотостан хочет ввести собственное гражданство, а Якутия (Соха) - свою армию и добивается статуса независимого государства у иностранных держав. Губернаторы на сегодняшний день являются по сути независимыми феодалами. Федеральными структурами управление в стране во многих регионах практически полностью потеряно.
Почему же сложилась такая ситуация? В свое время Ельцин, борясь с Горбачевым, нуждался в помощи местных региональных лидеров и дал призыв: "Берите суверенитета" столько, сколько проглотите". Потом из-за слабости центральной власти и угрозы отделения Ельцин все больше и больше был вынужден идти на уступки региональным лидерам и на многие нарушения закрывать глаза. Если так пойдет и дальше, то страна неминуемо развалится не позже, чем через 7 лет. Регионы-доноры откажутся платить и все.
Вот говорят о том, что сепаратизм создают губернаторы. Мы думаем, что в принципе это спорная точка зрения. Губернаторы могут и наоборот, стоять за целостность страны, хотя могут и ее разваливать. В настоящее время губернаторы по большей части ее скорее разваливают, чем сплачивают. Дело в том, что положение губернатора довольно своеобразно. Конечно, каждый губернатор объективно заинтересован в том, чтобы отчислять как можно меньше денег, полученных в виде налогов, в федеральный центр, хочет больше властных полномочий. Как правило, губернатор не хочет, чтобы федеральные органы мешали ему хозяйничать в области и не желает отчитываться перед федеральными органами. В общем, "тянут одеяло на себя". Но губернатор и должен отстаивать права своего региона. Главное, чтобы он в своем отстаивании прав региона занимал бы конструктивную, взвешенную позицию, учитывая интересы центра и других регионов, а не переходил бы черту, за которой отстаивание прав региона уже вредит самому региону. Но одного губернаторских амбиций, конечно, мало для сепаратизма, даже при том, что он поставит нужных ему людей на ответственные посты. Ведь почти любая страна поделена на области, в которых много властных полномочий отдано именно губернаторам. Ведь иначе нельзя (это только такие государства, как Лихтенштейн единые: там всего 4500 жителей). А, кроме того, у регионов должно быть самоуправление. Это очень важно.
Думается, что в современной России наиболее возможная опасность сепаратизма исходит от губернаторских амбиций, которые простираются до желания быть местными царьками. Поддержки от народа у губернаторов в их сепаратизме, как правило, нет. Народ в своем большинстве на сегодняшний момент хочет единства страны. Также опасность сепаратизма на сегодня исходит от национализма законодательных собраний регионов в национальных республиках, от желания урвать как можно больший кусок от федеральной власти. Также справедливо недовольны регионы-доноры, тем , что они вынуждены кормить других. Это и Татарстан и другие регионы. Их недовольство справедливо, так как они жили бы в какой-то мере лучше, не будь регионов, руководство которых вместо того, чтобы работать, занимается тем, что выбивает деньги из федерального бюджета. И эту проблему надо действительно решать, так как недовольство может дойти до опасного предела. Те национальные регионы, которые, возможно, хотели бы отделиться, но не могут этого пока сделать по причине их дотационности и невозможности самостоятельной экономической жизни, могут в будущем, если перестанут быть дотационными, начать процесс отделения. Но это далекая возможная перспектива. Пока этого не происходит. Ну и чисто гипотетическая опасность - это очень маловероятный на сегодня приход к власти русских фашистских партий, но если они придут к власти, то это неизбежно вызовет развал страны и войну, а также попирание прав и свобод личности ради каких-то химер.
Предполагается, что сепаратизма не будет до тех, пока:
-К политическим темам | К политическим новостям- |